Материальное и нематериальное историко-культурное наследие Ивановщины
Дуга Струве
История
Геодезическая Дуга Струве - трансграничный объект, она проходит через Беларусь, Эстонию, Финляндию, Латвию, Литву, Норвегию, Молдавию, Российскую Федерацию, Швецию, Украину. Из 265 пунктов сохранились 34. Из 10 стран, на территории которых проводилось первое градусное измерение, в Беларуси найдено наибольшее количество геодезических пунктов, заложенных в 1825-1826 годах - 19. Три в Брестской (Осовница, Щекотск и Лясковичи) на самых высоких местах белорусского Полесья и два в Гродненской области (Тупишки и Лопаты) внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дуга Струве - это серия геодезических пунктов, расположенных на протяжении 2882 километров от реки Дунай до Северного Ледовитого океана, в которых известный русский ученый академик Санкт-Петербургской академии наук Василий Струве в XIX веке провел ряд измерений. Исследования основателя Пулковской обсерватории были положены в основу определения формы и размеров земного шара. В то время ученые уже знали, что планета наша не правильный шар, а эллипсоид.
Комитет по всемирному наследию ЮНЕСКО в 2005 году отнес Дугу Струве к числу объектов мирового культурного наследия. Геодезическое чудо по праву может быть внесено в Книгу рекордов Гиннесса, как самый протяженный памятник в мире.
Возле деревни Щекотск Ивановского района Брестской области на глубине около 1 м. был найден каменный куб с крестообразной измерительной точкой, датированной 1825 г. По словам специалистов, при проведении измерений в Ивановском районе от одной точки Дуги до второй на расстоянии около 12 км, несмотря на временные изменения рельефа местности, разница между современными измерениями меридиана и старинными составила менее 3,5 см.
На месте раскопок был открыт памятный геодезический знак - символизирующий планету Земля - 100-килограммовый гранитный шар с нанесенным контуром Беларуси на 1,5 метровой стеле из карельского габродиабата. Он воздвигнут в честь так называемой Русско-Скандинавской Дуги Струве - наиболее точного и колоссального по размерам градусного измерения дуги меридиана в мире.

ФОТОГАЛЕРЕЯ
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Горупа, М. Открытие знака - событие значимое : [об открытии знака Дуга Струве в Щекотске] / Мария Горупа // Чырвоная звязда. Iванава, 2006. — 29 жніўня. — С. 5.
2. Денисейко, А. "Дуга Струве" "нашлась" на Брестчине : [геодезический объект во всемирном наследии ЮНЕСКО] / Анатолий Денисейко // Заря. Брест, 2006. — 19 августа. — С. 9
3. Денисейко, А. Ивановский район - колыбель одного из "чудес света" : [место прохождения Дуги Струве] / Анатолий Денисейко // Чырвоная звязда (Iванава). — 2006. — 15 жніўня — С. 3
4. Денисейко, А. Через Ивановщину проходит уникальная Дуга Струве : [возле д. Щекотск открыт геодезический знак, посвященный В.Я. Струве] / Анатолий Денисейко // Белорусская нива. — 2006. — 16 сентебря. — С. 16.
5. Орлова, И. По следам "Дуги струве" : [установление памятного геодезического знака у д. Щекоцк Ивановского района] / И. Орлова // Народная газета. — 2006. — 25 августа. — С. 1
СТАТЬИ ИЗ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ
1. ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ ДУГА СТРУВЕ, Г.ЩЕКОТСК [Электронный ресурс] // AgroComfort. – Режим доступа : : https://agrocomfort.by/dostoprimechatelnosti/geodezicheskaja_duga_struve_g_shhekotsk.html . – Дата доступа : 01.02.2024.
2. Геодезическая дуга Струве [Электронный ресурс] // Отдел по образованию Ивановского райисполкома. – Режим доступа : http://ivanovo.edu.by/ru/main.aspx?guid=14421 . – Дата доступа : 01.02.2024.
3. Геодезический пункт Дуги Струве «ЧекуТСк» [Электронный ресурс] // planetaBELARUS. – Режим доступа : https://planetabelarus.by/sights/geodezicheskiy-punkt-dugi-struve-chekutsk/ . – Дата доступа : 01.02.2024.
4. Геодезический пункт дуги Струве ”Щекотск”, Беларусь [Электронный ресурс] // Камаран. – Режим доступа : https://kamaran.ru/minskaya-oblast/pinsk/geodezicheskij-punkt-dugi-struve-chekutsk-1281 . – Дата доступа : 01.02.2024.
5. О пункте дуги "Чекуцк" [Электронный ресурс] // struve.by. – Режим доступа : http://www.struve.by/index.php/en/belarus/punkty-dugi-v-belarusi/punkt-dugi-chekutsk . – Дата доступа : 01.02.2024.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
ОБЪЕКТЫ
НЕМАТЕРИАЛЬНОГО
НАСЛЕДИЯ

Мотоль

Свадебная каравайная традиция деревни Мотоль Ивановского района Брестской области
История
«Вясельны каравай» — один из восьми этапов традиционной мотольской свадьбы. Древняя традиция выпечки, украшения и межродового разделения обрядового хлеба сохранилась и передается от поколения к поколению.
Обряд проводят так же, как это было 200-300 лет назад. Накануне свадьбы с самого утра в домах жениха и невесты стоит переполох: там собираются самые уважаемые замужние женщины деревни — каравайницы. Среди них нет вдов, разведенных или бездетных. Таких попросту не приглашают на обряд, так как верят, что их судьба может повлиять на благополучие молодой семьи. Главной каравайнице (крестной матери жениха или невесты) поручается приготовить опару для будущего теста. Миску, в которой смешивают продукты, ставят на стол в красный угол, где висят иконы: чтобы само небо помогало в этом деле. Весь процесс приготовления сопровождается специальными песнями, молитвами, благословениями, чтобы «запрограммировать» хороший брак.
Для выпечки используют муку, яйца, масло, сахар, освященную воду и немного водки (с ее помощью задабривают свадебного духа и продлевают срок годности хлеба). Другие ингредиенты будущего каравая тоже имеют свой смысл. Так, ни в коем случае нельзя засыпать в массу соль, чтобы в семейной жизни не было соленых слез. Для плодовитости в тесто бросают большую пригоршню изюма, масло же — чтобы супруги быстро разбогатели.
Каравайницы месят тесто около получаса, на их лбах проступает пот. Убирать руки от теста, пока не закончишь работу, нельзя — плохая примета: якобы это может спровоцировать развод молодых. Также ни в коем случае нельзя месить тесто открытой ладонью, исключительно кулаками. А иначе, верят местные, свекровь и невестка будут относиться друг к другу холодно.
Момент нахождения теста в печи очень ответственный: нельзя, чтобы каравай «упал» и стал похож на блин — тогда хорошего брака не жди. Хуже только если булка треснет и расколется — по поверьям, это предвещало скорую смерть одному из супругов.
Доставая каравай, старшая по званию опоясывает его ручником. С песнями-«коротельками», под музыку пришедшему свату отдают богато украшенный пирог.
Самая оригинальная деталь каравая — «шишки», которые выпекаются отдельно. Для их изготовления от плодовых деревьев (груш, вишен, яблонь) отламывают ветки. Каждую из веток по спирали оборачивают полоской теста, а потом отправляют в печь.
Накануне церемонии жених со своим караваем всегда приезжает к невесте, и «шишки» переставляют. С каравая девушки снимают трехрогое украшение и отправляют его на угощение жениха. Взамен на пирог невесты ставят двурогие ветки. Такой обмен означал, что в одном роду прибыл новый человек, а в другом – покинул его.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

БИБЛИОГРАФИЯ
Мотоль : шесть столетий на берегах Ясельды / [текст: Н. Васюк, Б. Павловский, Л. Сергеева ; главный редактор В. Шпарло ; фото: П. Куницкий, С. Пилипович, А. Рыбачук]. — Брест : РИА "Вечерний Брест", 2022. — 95 с.
КНИГИ
СТАТЬИ ИЗ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ
1. Гамзовіч, Р. Вясельны каравайны абрад у весцы Моталь / Рэгіна Гамзовіч // Голас Радзімы. — 2005. — 10 сакавіка. — С. 8.
2. Каткавец, А. Сапраўдная каштоўнасць! / Ала Каткавец // Заря. — 2 июля. — С. 18.
3. Катовіч, А. В. Цуд Палесся — Мотальскі каравай : [пра падрыхтоўку, выпяканне і аздабленне сапраўднага вясельнага каравая ў в. Моталь Іванаўскага раёна] / Аксана Катовіч, Янка Крук // Звязда. — 25 кастрычніка. — С. 8 : фат.
4. Кривецкая, Н. В. Каравай на карте / Наталья Кривецкая // Заря. — 2023. —15 апреля (№ 29). — С. 24.
5. Крэйдзіч, А. Вясельная каравайная традыцыя вёскі Моталь Іванаўскага раёна / Анатоль Крэйдзіч ; фота Валерыя Міхальчука // Астрамечаўскі рукапіс : Брэсцкі раённы краязнаўчы альманах / рэд. і ўклад. Аляксандр Валковіч. — № 2 (10). — Брэст, 2015. — С. 14—15 : фат
6. Міхальчук, В. В. Аднаўленне старадаўняй мотальскай традыцыі / Валерый Міхальчук // Янаўскі край. Іванава, 2023. — 20 студзеня (№ 3). — С. 10: фат.
7. Падвіцельская, І. Мотальскі вясельны каравай прадставіць Іванаўшчыну на пано / Ірына Падвіцельская // Янаўскі край. Іванава, 2023. — 7 красавіка (№ 14). — С. 13 : фат.
8. Рэпрэзентацыя традыцыйнай кухні ў Мотальскім музеі народнай творчасці / Святлана Канановіч // Аўтэнтычны фальклор: праблемы захавання, вывучэння, успрымання : зборнік навуковых прац удзельнікаў V Міжнароднай навуковай канферэнцыі (Мінск, 29 красавіка — 1 мая 2011 г.) / [рэдкалегія: М. А. Мажэйка (старшыня), В. В. Калацэй, С. К. Канановіч]. — Мінск, 2011. — С. 47―49.
9. Трибулева, Е. Чарка со шкваркой и свадебный каравай задавали тон на первом кулинарном фестивале в Мотоле / Елена Трибулева // Вечерний Брест. — 2008. — 15 августа. — С. 7.
10. Умпирович, Д. На такой каравай рот пошире разевай : Корреспонденты "СОЮЗа" побывали в кулинароной столице Беларуси – полесском агрогородке Мотоль: [туризм, музей; фото] / Дмитрий Умпирович // Советская Белоруссия. – 2015. – 14 мая. (№ 18). – С. 8.
11. Федарук, М. Абрад па-мотальску, або Як зрабіць шлюб шчаслівым : [пра музей народнай творчасці ў аграгарадку Моталь] / Марыя Федарук // Народная трыбуна. — 2014. — 10 студзеня (№2) — С. 11.
12. Цалюк, А. Каравай рашчынялі, добрай долі жадалі / Анастасія Цалюк ; фота аўтара // Янаўскі край. Іванава, 2018. — 27 красавіка (№ 32). — С. 7 : фат.
13. Целюк, А. Международный день туризма в Мотоле / А. Целюк // Чырвоная звязда. Іванава, 2016. 4 кастрычніка (№ 78). — С. 6.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Вясельная каравайная традыцыя [Электронный ресурс] // heritage.gov.by. – Рэжым доступа : https://heritage.gov.by/catalog/viaselnaia-karavainaia-tradytcyia /. – Дата доступа : 14.01.2024.
2. Изюм добавляют для многодетности. Как в Мотоле пекут хлеб по рецепту предков [Электронный ресурс] // YouTube.com. – Рэжым доступа : https://www.youtube.com/watch?v=QsaAlvFDWbk&t=9s /. – Дата доступа : 14.01.2024.
3. Как в Мотоле уже несколько сотен лет пекут свадебные караваи по особому рецепту [Электронный ресурс] // Мотоль – жемчужина Полесья . – Рэжым доступа : https://vmotol.by/news/kultura/kak-v-motole-uzhe-neskolko-soten-let-pekut-svadebnye-karavai-po-osobomu-rets /. – Дата доступа : 14.01.2024.
4. Мотольский обряд «Свадебный каравай» [Электронный ресурс] // vetliva.ru. – Рэжым доступа : https://vetliva.ru/belarus/what-to-see/motolskiy-obryad-svadebnyy-karavay /. – Дата доступа : 14.01.2024.
5. Мотольский обряд «Свадебный каравай» [Электронный ресурс] // www.holiday.by. – Рэжым доступа : https://www.holiday.by/by/skarb/697-motolskij-obrjad-svadebnyj-karavaj /. – Дата доступа : 14.01.2024.
6. "МОТАЛЬСКІ КАРАВАЙ" [Электронный ресурс] // YouTube.com. – Рэжым доступа : https://www.youtube.com/watch?v=GxikhIkWoek /. – Дата доступа : 14.01.2024.
7. Обряд «Вясельны каравай» пополнит список ЮНЕСКО? [Электронный ресурс] // VK.com. – Рэжым доступа : https://vk.com/wall-3935267_606 /. – Дата доступа : 14.01.2024.
8. Свадебный каравай, «зёлкі» и фартушки. Обзор музеев Брестской области, в которых стоит побывать : [Электронный ресурс] // checheninfo.ru. – Режим доступа : https://checheninfo.ru/97462-svadebnyy-karavay-zelk-i-fartushki-obzor-muzeev-brestskoy-oblasti-v-kotoryh-stoit-pobyvat.html . – Дата доступа: 16.11.2023.

Иваново

Технология изготовления деревянной бондарной посуды

История
Бондарное ремесло имеет богатую историю и давние производственные традиции во многих странах мира. В Беларуси, как и ремесла других народов, оно отличалось своими особенностями и национальным колоритом, всегда несло черты эпохи, органично связанные с географической средой. Но национальная форма не могла развиваться самостоятельно, изолированно от культур соседних народов-русского, украинского и др. Изучение бондарного ремесла очень актуально и помогает выявить многие конкретные моменты этой связи, живого контакта, взаимовлияния культур, кроме того, оно имеет большое научно-познавательное и прикладное значение.
Деревянная посуда была наиболее древним и распространенным видом домашней утвари. Несмотря на плохую сохранность дерева, археологические находки остатков деревянной посуды в Беларуси – явление распространенное. Еще в первые десятилетия ХХ века большинство посуды в домашнем хозяйстве многих крестьян было из дерева, что говорит о большом значении бондарного промысла в жизни населения.
Бондарный промысел не утратил своего значения и в последующие годы, несмотря на войну, разруху и нищету. Бондарные изделия: рожки, бочки, борильцы, ушат, дежи, ведра, кубельцы, биклаги - все без чего не могла обойтись ни одна крестьянская семья, делалась в больших количествах.
Чаще всего Бондари совмещали свое ремесло с традиционными крестьянскими занятиями. Работали они преимущественно зимой, начиная с Покрова. Некоторые мастера занимались бондарным ремеслом круглый год, за исключением трех-четырех месяцев летом во время уборки урожая и сенокоса. По художественному владея несложным инструментом, рыловицкие Бондари тонко чувствовали пластику дерева: зная разнообразные качества разных пород, они умело использовали их при изготовлении различных видов посуды. Бондари были великолепными мастерами-практиками. Не имея перед собой писаных инструкций и стандартов, они четко придерживались тех оптимальных норм, которые появились в результате многовековой практики и лучших традиций народного ремесла. В деревне Рыловичи, которая находилась среди лесов, этим промыслом занималось подавляющее большинство населения. Свою продукцию Бондари сбывали на месте или везли на ярмарке Столина, Лунинца, Давид-Городка, Пинска, Кобрина, Дрогичина, Иваново, Любешова, Маневич. Продукция рыловичских бондарей пользовалась большим спросом.
С развитием крупной промышленности неуклонно увеличивалось количество металлической и стеклянной посуды, которая все шире применялась вместо традиционных изделий из дерева. Исчезновение остатков натурального хозяйства и укрепление общественной собственности на средства производства заметно сокращали спрос крестьянина на разнообразный сосуд, который ранее применялся для содержания огромной массы сельскохозяйственных продуктов, заготовленных в запас. Продукты приобретали товарную форму и широким потоком поступали в продажу.
Родиной изготовления бондарной посуды в Ивановском районе, является д. Рыловичи. В XVI веке местные умельцы делали посуду даже для королевского двора. Бондарская слава деревни продержалась почти до конца XX столетия. Самыми знаменитыми представителями рыловицких бондарей были братья Василий и Иван Хлусы, Степан Корсак, Афанасий Ковбут, Андрей Стойко, Андрей Казак, Афанасий Трепачко, Степан Свирепа, Артем Свирепа, Сергей Свирепа. Может быть, сошло бы это ремесло на нет, если бы не Ивановский отдел культуры и его преждний руководитель Владимир Шелягович, а также архитектор по образованию и дизайнер Василий Голик. Они были убеждены, что и в XXI веке квасить капусту и солить грибы надлежит в деревянных бочках и кадках. Так Василий Иосифович Голик стал первым директором школы бондарства, открытой 1 сентября 2000 г. в отдельном здании по ул. Комсомольской. Мастер Сергей Михайлович Свирепа из деревни Рыловичи, изготовил необходимые инструменты, делом и словом поддержал школу.
Сохранившийся рыловицкими умельцами технологический процесс изготовления бондарной посуды не исчез. Полузабытое ремесло сохранено, развивается и приобретает новые формы и предназначение.

ФОТОГАЛЕРЕЯ
БИБЛИОГРАФИЯ


1. Города и районы Брестчины: история и современность. Ивановский район / [Е. Г. Калечиц и др. ; под общ. ред. А. А. Горбацкого]. – Брест : Брестская типография, 2017. –839 с., [24] л. ил.
2. Ивановский район. Будущее создается сегодня / [А. М. Суворов и др.]. – Брест : Полиграфика, 2019. – 79 с.
Іванаўскі раён // Культура Беларусі : энцыклапедыя : у 5 т. Мінск, 2014. Т. 5. С. 623–624.




1. Азёрны, В. Сувеніры паехалі за мяжу / В. Азёрны // Чырвоная звязда. Іванава, 2005. - 12 красавіка. – С. 6.
2. Андрушевич, А. Откуда катятся бочки / А. Андрушевич // Аргументы и факты в Белоруссии. - 2002. - 2 августа. - С. 20.
3. Арлова, І. У спадчыну — майстэрства продкаў : [лаўрэаты спецыяльнай прэміі Прэзідэнта] / Ірына Арлова // Народная газета. - 2009. - 9 студзеня. - С. 1.
4. Бондары і… «бандароўна»: адзіная на Беларусі школа бондарства // Культура. - 2009. - 10 студзеня. - С. 5.
5. Бочки из провинции — на волне признания : [премия Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» вручена Ивановской школе бондарства] // Брестский курьер. - 2009. - 22 января. - С. 2.
6. Волкович, В. Сам министр Гуляко похвалил юных бондарей из Иваново / В. Волкович // Брестский курьер. - 2005. - 2 августа. - С. 9.
7. Дзяргач, І. Царская бочка для гуркоў і грыбочкаў : [хату знакамітага бондара Сяргея Міхайлавіча Свірэпы з в. Рылавічы ведаюць многія] / І. Дзяргач // Народная газета. - 2009. - 4 сакавіка. - С. 8.
8. Драўляны эксклюзіў : [Іванаўскую школу бондарства наведалі прадстаўнікі сэрвіснай службы дыпкорпуса пры адміністрацыі Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь] // Народная трыбуна. - 2008. - 26 студзеня. - С. 2.
9. Жушма, В. Ивановские бондари для администрации Президента / Василий Жушма // Чырвоная звязда. Іванава, 2008. - 18 студзеня. – C. 3.
10. Жушма, В. Поспех юных бондараў / Васiль Жушма // Чырвоная звязда. Іванава, 2006. - 18 кастрычніка. - С. 4.
11. Жушма, В. Рукатворная прыгажосць / Васіль Жушма // Чырвоная звязда. Іванава, 2010. - 5 студзеня. - С. 4.
12. Занесены на областную Доску Почёта // Чырвоная звязда. Іванава, 2009. - 5 мая. - С. 1.
13. Казловіч, В. Сакрэты майстэрства / Валянціна Казловіч // Беларусь. - 2009. - № 2. - С. 32–33.
14. Кіт, А. Бондарства — гэта Іванаўшчына / Антаніна Кіт // ЛiМ. - 2009. - 30 студзеня. - С. 4.
15. Кіт, А. Бондарства: жывая старажытнасць Іванаўшчыны / Антаніна Кіт ; фота В. Міхальчык // Чырвоная звязда. Іванава, 2009. -16 студзеня. - С. 1.
16. Кобяк, Э. Здесь готовят бондарей / Эдуард Кобяк // Белорусская нива. - 2008. - 30 мая. - С. 1.
17. Козлович, В. Бочка не для Диогена : [в Иванове продолжают старинное ремесло бондарей] / Валентина Козлович // Советская Белоруссия. - 2009. -10 февраля. - С. 18.
18. Козлович, В. Директор Тамара и ее «бондарята» / Валентина Козлович // Чырвоная звязда. Іванава, 2013. – 6 чэрвеня. - С. 5.
19. Крейдич, А. Школа бондарей получила грант / Анатоль Крейдич // Заря. - 2002. - 7 февраля. – С. 2.
20. Курэц, А. Клёпкі з характарам / Аляксандр Курэц // Сельская газета. - 2017. - 8 апреля. - С. 25.
21. Кухарчук, В. Каб не страціць святое штосьці… : [лаўрэаты спецыяльнай прэміі Прэзідэнта] / Валерый Кухарчук // Народная трыбуна. - 2009. - 24 студзеня. - С. 2.
22. Литвинович, Е. Мастерство без секретов : [первой в СНГ и единственной в Беларуси школе бондарства в Иваново исполняется двадцать лет] / Евгений Литвинович ; фото Натальи Гетман-Кривецкой // Заря. - 2020. - 28 ноября. - С. 6–7.
23. Михович, С. Секреты мастерства ивановских «бондарят» / С. Михович // Знамя юности. - 2011. - 23–29 сентября. - С. 32.
24. Міхальчук, В. Старадаўняе рамяство / Валерый Міхальчук // Янаўскі край. Іванава, 2018. - 12 кастрычніка. - С. 10.
25. Муха, Ф. Творцы и дорога : [привлекательности Брестчины способствуют сохранение и приумножение здесь вековых традиций народного промысл,; об Ивановской школе бондарства] / Федор Муха // Рэспубліка. - 2011. - 4 кастрычніка. - С. 8.
26. О занесении на Доску Почёта Брестской области победителей соревнования 2008 года : [среди учреждений культуры Ивановская школа бондарства] // Заря. - 2009. - 25 апреля. - С. 1–2.
27. Озёрный, В. 10 лет высокого творчества / В. Озёрный // Чырвоная звязда. Іванава, 2010. - 24 верасня. - С. 4.
28. Олещеня, Ю. Лад за ладом — бочка! : [о деятельности Ивановской школы искусств народного декаративно-прикладного творчества] / Юлия Олещеня ; фото Александра Шульгача // Заря. - 2017. - 25 мая. - С. 6.
29. Пай, Д. Бондарь — профессия редкая. Но уже востребованная : [о школе бондарей в г. Иванове] / Дмитрий Пай // Вечерний Брест. - 2007. - 12 декабря. - С. 7.
30. Пятрова, М. Майстэрства, натхненне, фантазія / М. Пятрова // Чырвоная звязда. Іванава, 2002. - 4 кастрычніка. – С. 6.
31. Рагин, Я. Як дарасці да школы рамёстваў / Яўген Рагін // Культура. - 2015. - 24 кастрычніка. - С. 1, 10–11.
32. Свірко, І. Дзяржава сёння — лепшы мецэнат / І. Свірко // Рэспубліка. - 2002. - 30 студзеня. - С. 1.
33. Строцкая, Г. Чувствовать дерево душой / Галина Строцкая ; фото Валерия Михальцевича // Беларускі час. - 2019. - 10–16 мая. - С. 19.
34. Суша, Г. Бондарства — драўлянае рамяство / Галіна Суша // ЛiМ. - 2010. - 6 жніўня. - С. 4.
35. Суша, Г. Бондарства — драўлянае рамяство / Галіна Суша // Чырвоная звязда. Іванава, 2010. - 27 жніўня. - С. 6.
36. Талалаева, Е. Бочка мёда : [об Ивановской школе бондарства] / Елена Талалаева // 7 дней. - 2015. - 12 июня. - С. 13.
37. Талалаева, Е. Бочка мёда : [об Ивановской школе бондарства] / Елена Талалаева // Знамя юности. - 2015. - 12 июня. - С. 13.
38. Федорук, М. Десятка за бочку / Мария Федорук // Чырвоная звязда. Іванава, 2009. - 2 кастрычніка. - С. 3.
39. Цалюк, А. Новае прыстасаванне Моладаўскай капліцы / Анастасія Цалюк // Янаўскі край. Іванава, 2019. - 29 лістапада. - С. 3.
40. Цалюк, А. Правялі лета з карысцю / Анастасія Цалюк // Янаўскі край. Іванава, 2020. - 28 жніўня. - С. 7.
41. Целюк, А. Юным бондарям обеспечили занятость / Анастасия Целюк // Чырвоная звязда. Іванава, 2016. - 15 чэрвеня. - С. 2.


1. В Ивановском районе старинным ремеслам обучают с детства [Электронный ресурс] // SB.by Беларусь сегодня . – Режим доступа : https://www.sb.by/articles/khorosha-bochka-i-tochka.html/ . – Дата доступа : 08.02.2024.
2. Иваново – столица бондарей. Посмотрите, как в местной школе искусств продолжают древнее ремесло [Электронный ресурс] // СТВ . – Режим доступа : https://ctv.by/novosti-bresta-i-brestskoy-oblasti/ivanovo-stolica-bondarey-posmotrite-kak-v-mestnoy-shkole-iskusstv / . – Дата доступа : 08.02.2024.
3. Почему бондарство – это исключительно мужское занятие? [Электронный ресурс] // YouTube Телеканал Беларусь 24 . – Режим доступа : https://yandex.by/video/preview/13217487707429559011 / . – Дата доступа : 08.02.2024.
КНИГИ
СТАТЬИ ИЗ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
БУКЛЕТ
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website